centra.moy.su
Меню сайта
Форма входа
Категории каталога
Аномальные зоны [6]
Взгляд в будущее [6]
Микрокосмос [6]
Мистика [9]
Наш опрос
Нужен ли сайту форум?
Всего ответов: 69
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
 
Каталог www.webplus.info   
Rambler's Top100  
 
 
 
 
Главная » Статьи » За гранью возможного » Микрокосмос

Внушение и самовнушение в состоянии бодрствования

Нервный механизм явлений внушения и самовнушения полностью раскрыт в настоящее время естествознанием. В прежние времена эти явления принимались за чудеса. Давно известно, что у лиц, впадавших в религиозный экстаз и живо представлявших себе крестные страдания Христа, появлялись на руках и ногах кровоточащие язвы, так называемые «стигмы», и именно на тех местах, которые соответствовали ранам распятого Христа.

Н. Е. Введенский рассказывает в своих лекциях об одном таком случае, происшедшем сравнительно недавно - в XIX столетии - с крестьянской девушкой по имени Латб: «Бельгийская академия наук снарядила особую комиссию для исследования этого случая. Одну из рук девушки тщательно забинтовали и даже запечатали;

в страстную пятницу, в часы крестных страданий Христа, печати были вскрыты, повязка снята, и обнаружилось, что и на запечатанной руке действительно появились местные кровоподтеки».

«Таким образом,- заключает этот рассказ Введенский, и в бодрственном состоянии (а не только в гипнозе. - Л. В.) путем своего рода самовнушения возможны местные влияния на сосудодвигательную систему и на местные растительные (трофические. - Л. В.) процессы» (Н. Е. Введенский. Полное собрание сочинений, т. V, стр. 349).

В слабо выраженном виде подобные же явления изредка удается подметить и в повседневной жизни. Для примера приведу следующий случай, происшедший на моих глазах и тогда же мною записанный.

Мой знакомый, молодой человек, выйдя из жарко натопленной деревенской бани, заметил ранее ему не встречавшееся отвратительного вида насекомое - уховертку. С чувством гадливости он взял насекомое пальцами правой руки с целью поближе его рассмотреть. Уховертка изогнулась и попыталась защемить своими «щипцами» державший ее палец; но это ей не удалось, так как молодой человек, вскрикнув от неожиданности, резким движением руки стряхнул насекомое на землю. Тем не менее на кожных участках пальцев, которыми было взято насекомое, вскоре появились отчетливо видимые багровые пятна - одно на большом пальце и два на указательном. Жжения, какой-либо боли в побагровевших участках кожи не ощущалось; отмыть багровые пятна не удалось.

Без сомнения, они выражали собой местное расширение кожных кровеносных сосудов, вызванное самовнушенным представлением о мнимом укусе и пережитым в связи с этим испугом. Возможно, что предварительное пребывание в бане с резкой сменой воздействий на кожу горячей и холодной воды повысило реактивность рефлекторного сосудодвигательного аппарата и тем самым способствовало возникновению описанного явления.

Во времена повсеместного распространения религиозных суеверий явления взаимного внушения и самовнушения в состоянии бодрствования иногда разом охватывали большое число людей, принимали как бы заразный характер и разрастались в так называемые психические эпидемии. В одной из своих книг В. М. Бехтерев (В. М. Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. Спб., 1908) охарактеризовал различные виды возникавших в разные времена и в разных странах психических эпидемий - таких, как коллективные галлюцинации, массовые припадки истероидных конвульсий, повальная вера в одержимость дьяволом или в околдование и т. п.

«Чтобы исцелить от бесоодержимости, порчи и кликушества,- писал В. М. Бехтерев, - обычно прибегали к религиозным воздействиям, а именно:

отчитывали подобных «одержимых» молитвами, произносили в церкви заклинания дьяволу - поклониться богу и оставить «одержимую», на что обыкновенно со стороны последней получался или ряд кощунственных слов и движений, еще более резких, или новый припадок с конвульсиями.

Если мы зайдем в современную психиатрическую больницу, то встретим там больных под названием истеричных или страдающих истероэпилепсией. Болезненные проявления их совершенно сходны с теми проявлениями, какие описаны у бесоодержимых,- с тою только разницею, что демон уже не фигурирует в бреду больной. Но мы видим у больных ту же типичную «арку», когда истеричка выгибается в виде дуги так, что больная касается постели только пятками и теменем, и контрактуру, проявляющуюся в верхних и нижних конечностях».

«В прежние времена подобные случаи исцелялись силой внушения (производимого в бодрственном состоянии. - Л. В.), связанной с религиозным подъемом. В настоящее время они поддаются лечению внушением же, производимым со стороны врача, умеющего вселить веру в грядущее исцеление.

Точно так же в начале нашей эры производилось исцеление «сухоруких», «расслабленных» и «мнимоумерших». Есть полное основание утверждать, что под общим названием сухоруких и расслабленных в древние времена понимались все вообще параличные, в том числе и пораженные истерическим параличом рук или ног, вообще, как известно, поддающихся целительному внушению» (В. М. Бехтерев. Внушение и чудесные исцеления. «Вестник знания», 1925, N 5, стр. 324).

Трудно поверить, но подобие таких психических эпидемий может наблюдаться еще и теперь. Отдельные факты этого рода имели место в военное время. Временная оккупация части советской территории немецко-фашистскими захватчиками создавала условия для некоторого оживления и распространения буржуазной идеологии, религиозных и других суеверий. Этому немало способствовали и трудности войны, гибель многих людей и беспокойство за судьбу близких и за свою собственную судьбу, неуверенность в завтрашнем дне. Примером может служить следующий случай, имевший место зимой 1943 г. в Елабуге и тогда же мною записанный.

Местные жительницы, ученицы ФЗУ П. (20 лет) и 3. (16 лет), одна за другой получили «подметные письма», в которых каракулями было написано, что за то-то и то-то в такой-то день и час они будут наказаны болезнью - корчами, потерей голоса и речи, глухотой, болями в голове и руках... В указанные сроки все это в полной мере исполнилось. У П. внушенные письмом болезненные симптомы продолжались три недели, у 3. - несколько суток. Обе девушки рассказывали потом, что во сне им являлась некая старуха, которая якобы и навела на них «порчу». К больным вызывалась фельдшерица из местной поликлиники, а «подметные письма» были переданы в народный суд, допросивший свидетелей. Остается добавить, что у некоторых девушек, навещавших больных подруг и видевших их конвульсии, в ослабленной форме проявились те же истерические симптомы. Это не что иное, как зачаток настоящей психической эпидемии, которую, однако, быстро удалось погасить.

Чаще наблюдаются случаи единичного самовнушения, приводящие к той или иной «психогенной» болезни. Навязчивая мысль мнительного человека о заболевании какого-нибудь органа, на самом деле вполне здорового, может привести к действительному расстройству функциональных отправлений органа. Это случается не только с невежественными людьми, но и с образованными, даже с врачами.

Академик И. Р. Тарханов приводит интересный случай такого рода. Известный в свое время врач, читавший лекции о сердечно-сосудистых заболеваниях, начал обращать внимание на работу своего собственного сердца, и у него появились сильнейшие сердцебиения, пульс стал неритмичным. Только благодаря путешествию, предпринятому с целью отвлечь внимание от болезненных ощущений в области сердца, этот врач избавился от приобретенного им недуга (см. И. Р. Тарханов. Дух и тело. Приложение к журналу «Вестник и библиотека самообразования», стр. 160).

Еще забавнее случай, происшедший с врачом Эйземанном, лечившим принцессу Шварценберг. Этот врач при первом посещении столь важной пациентки был сильно сконфужен громким бурчанием в своих кишках, вызываемым усиленной их перистальтикой. Поэтому при следующих визитах он очень боялся, чтобы эти звуки не повторялись. Но стоило ему только подойти к кровати больной, как в его животе раздавалось громкое бурчание. И так было каждый раз в течение целой недели, хотя при посещениях всех других больных его кишечник был в полном покое. Доведенный до отчаяния, Эйземанн решился наконец обратиться к принцессе со следующими словами: «Ваша светлость, в течение целой недели вы слышите в моих кишках звуки, которые доводят меня до сильнейшего смущения. В первый раз звуки появились случайно, а затем они стали повторяться именно потому, что я опасался их повторения и думал об этом. Чтобы прекратить их, я решился объясниться и извиниться перед вами». Замечательно, что после этого объяснения бурчание в животе в присутствии данной больной прекратилось навсегда.

Не удивительно, что возможны и обратные случаи, при которых действительно нарушенные функции органов могут быть приведены к норме соответствующим внушением или самовнушением. На этом основаны методы психической терапии, которые в руках врачей, умело применяющих внушение и самовнушение, нередко дают замечательные результаты при лечении заболеваний, обусловленных нарушениями нервной и нервно-психической деятельности.

Лечение внушением в гипнозе и в бодрственном состоянии в настоящее время покоится на прочном основании - на учении И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Врачи-психотерапевты применяют внушение с полным пониманием того, почему оно действует, какие нервные механизмы при этом пускаются в ход. В прежние времена целебной силой словесного внушения люди пользовались вслепую, без понимания сути дела, а потому нередко приносили больному больше вреда, чем пользы.

Магические заклинания колдуна, «заговоры» знахаря по сути дела представляли собой наивную, основанную на суеверных представлениях форму словесных внушений, которые иногда все же достигали цели, что невежественными людьми принималось за «чудесное исцеление».

У истово веровавших в чудотворное действие икон и мощей иногда происходили исцеления, но и они вызывались сильно действовавшим самовнушением.

Разумеется, это могло происходить только в тех случаях, когда сама болезнь имела психогенный характер, то есть была вызвана каким-нибудь душевным потрясением и состояла в обратимом функциональном нарушении (без структурных повреждений) нормальной деятельности нервной системы. Такими болезнями являются, например, параличи, потеря кожной чувствительности, слепота, немота истеричных больных - словом, те недуги, которые сейчас всего легче поддаются лечебным внушениям врачей-психотерапевтов. Вот несколько примеров из врачебной практики В. М. Бехтерева.

Однажды к Бехтереву в аудиторию для показа студентам-медикам привезли на тележке больного, пролежавшего полтора месяца в клинике. Более девяти месяцев этот больной не мог передвигаться на ногах вследствие паралича, внезапно развившегося тотчас же после истерического припадка.

И вот в учебной аудитории его усыпили, затем путем внушения поставили на ноги и провели по комнате, сказав, что паралича больше нет, что он будет ходить и после пробуждения. Выведенный из состояния гипноза, больной, к удивлению окружающих и к своему собственному восторгу, самостоятельно пошел в палату, чем привел в изумление все отделение клиники. Затем уже в бодрственном состоянии тому же больному было произведено внушение о прекращении у него судорожных истерических приступов, после чего он окончательно освободился и от них.

Другой пример. У больной крестьянки было длительное сведение руки (контрактура), не поддававшееся обычным методам лечения. В гипнозе Бехтерев выправил ей руку. Пробудившись, эта «сухорукая» крестьянка показывала всем присутствовавшим на сеансе поднимаемую ею вверх руку с неудержимыми от радости возгласами: «А ведь здоровая, глядите, глядите, совсем здоровая!» Но самым замечательным случаем из своей практики В. М. Бехтерев считал излечение гипнотическим внушением наследственной слепоты. Случай этот поразил даже опытных врачей по глазным болезням, считавших невозможным устранение слепоты такого рода какими-либо медицинскими средствами (см. В. М. Бехтерев. Внушение и чудесные исцеления. «Вестник знания», 1925, N 5, стр. 329).

Имеются многочисленные и, по-видимому, достоверные рассказы о факирах, религиозных фанатиках, средневековых ведьмах и колдунах, свидетельствующие о том, что в состоянии экстаза они утрачивали болевую чувствительность и с поразительной стойкостью переносили самые невероятные самоистязания, пытки и т. п. Вполне возможно, что и в данном случае какую-то роль играла та или иная степень автогипноза, внушающее действие фанатической веры или самовнушение.

Наибольший успех в лечебном применении самовнушения в недавнее время выпал на долю некоего Эмиля Куэ (Е. Coue), даже не врача, а всего лишь аптекаря из французского города Нанси, старинного научного центра гипнологии. Метод Куэ получил широкое распространение и приобрел горячих сторонников во всех частях света.

Так же как только что описанный метод Бехтерева, он состоит в продолжительном нашептывании подходящей для того или иного случая словесной формулы самовнушения, составленной в положительных и категорических выражениях.

Разница только в том, что нашептывание должно производиться, по Куэ, не «с полным на нем сосредоточением» (как у Бехтерева), а, напротив, автоматически, скороговоркой, в состоянии полной пассивности и так называемой пустотности сознания (по возможности ни о чем не думать в то время, когда самовнушение производится).

Каким бы странным на первый взгляд ни показался метод Куэ, он тем не менее во многих случаях несомненно оказывает свое целебное действие. В его основе, как и в основе словесного внушения в гипнозе лежит все тот же нервный механизм образования в центральной нервной системе, в данном случае в коре больших полушарий, мощной длительно действующей доминанты, способной производить соответствующие ей перестройки в организме и психике.
Леонид Леонидович Васильев
Таинственные явления человеческой психики


Категория: Микрокосмос | Добавил: admin (06.06.2008)
Просмотров: 924 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017