Единственный в России серьезный исследователь снежных людей профессор Валентин Сапунов много лет собирает материал об этих существах по всему миру. Доктор биологических наук Сапунов полагает, что “загадка снежного человека имеет два аспекта. Условно назовем их биологическим и аномальным.
Биологический аспект сводится к подтверждению реальности его существования как биологического вида. Факты, подтверждающие эту сторону, можно разделить на 6 групп: свидетельские показания, следы, биологические повреждения, фекалии, фото- и киноматериалы, части тела.
О каждой из этих групп свидетельств можно говорить достаточно долго. Но вряд ли есть смысл. Об этом написано настолько много, что следует ограничиться лишь общим итогом. Можно спорить по поводу каждого конкретного обстоятельства, связанного со снежным человеком. Можно говорить о достоверности тех или иных находок. Можно рассуждать относительно немногочисленных нечетких фотографий, кино- и видеопленок. Но в своей совокупности этот материал невозможно вычеркнуть из сферы научного познания. Он однозначно свидетельствует: за всеми сообщениями стоит реальный биологический вид, относящийся к отряду приматов.
Его место в эволюции и в структуре биосферы — между человеком и человекообразными обезьянами. Это не только мое личное мнение, но и официальная позиция Академии наук СССР и ее преемницы — Российской академии наук. В 1958 г. работала “комиссия по изучению вопроса о “снежном человеке”, возглавляемая такими бесспорными авторитетами, как С.В.Обручев, К.В.Станюкович, Б.Ф.Поршнев. Входил в ее состав нобелевский лауреат И.Е.Тамм. Комиссия исходила из позиции, что речь идет о примате, деградировавшей ветви неандертальцев, дожившей до наших дней. Результаты комиссии не были аннулированы последующей работой АН СССР и РАН. Более того, эта же позиция в дальнейшем излагалась в официальных справочных пособиях Академии, составленных Н.Ф.Реймерсом и другими авторами, редактированных членом-корреспондентом А.В.Яблоковым и отражающих мнение многих видных ученых”.
Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах весьма интересны с точки зрения этнографии. Образ огромного страшного человека может отражать природные страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов. Вполне возможно, что за снежных людей принимаются люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.